Введение в Blender 4.2.2. Курс для начинающих
Blender – это среда разработки трехмерной графики и анимации, свободно распространяемая по лицензии GNU GPL и имеющая открытый программный код. Blender имеет длительную историю развития, профессиональную команду разработчиков, большую популярность.
Курс "Введение в Blender" знакомит с основными принципами работы в Blender, азами создания трехмерной графики и анимации. Курс включает 20 уроков. Часть практических работ снабжена пошаговыми инструкциями для их выполнения.
Рекомендуемый предварительный минимум знаний для успешного прохождения курса – уверенный пользователь ПК. Желателен небольшой опыт работы в средах двумерной графики.
В данной редакции курса (октябрь, 2024 г.) используется версия Blender 4.2.2.
Курс с инструкционными картами к части практических работ:
pdf-версия
Краткое описание содержания уроков
Интерфейс Blender
В уроке рассматриваются особенности интерфейса Blender. Что такое области, редакторы Blender, регионы 3D-сцены, вкладки, панели, виджеты. Изменение свойств объекта с помощью вкладки Item.
Настройка Blender. Редактор Preferences
С помощью редактора Preferences можно изменить тему оформления, стартовый файл, сделать интерфейс русским и др. Также Blender обладает гибкостью настройки областей.
Управление сценой. Выделение объектов и 3D-курсор
В Blender управление 3D-сценой (поворот, перемещение, масштаб) выполняется мышью, цифровым блоком клавиатуры. Для выделения объектов используется левая кнопка мыши. Для группового выделения зажимается Shift. 3D-курсор необходим для указания места размещения объектов.
Камера. Управление и настройка
Без камеры нельзя получить готовое изображение. На сцене может быть несколько камер, но только одна активная. Вид из камеры настраивается перемещением ее на сцене, параметрами (фокусное расстояние и др.) на вкладке Data редактора свойств.
Базовые трансформации (перемещение, поворот, размер)
В Blender для изменения размера, положения, поворота объекта используются трансформаторы. Включить их можно на панели инструментов или с помощью горячих клавиш (G, R, S).
Объектный режим и режим редактирования
В Blender в объектном режиме изменения применяются ко всему объекту. В режиме редактирования - к отдельным элементам. В случае меш-объекта - к вершинам, ребрам и граням. Переключение между режимами выполняется клавишей Tab.
Mesh-объекты
В Blender mesh-объекты являются основой для моделирования, состоят из вершин, ребер и граней. По умолчанию в Blender включено десять мешей: плоскость, куб, круг, две сферы, цилиндр, конус, тор, сетка и голова обезьяны.
Extrude – экструдирование
В Blender с помощью Extrude выдавливают грани, вершины и ребра mesh-объектов. В результате создаются новые элементы. Групповое экструдирование граней может выполняться регионом или индивидуально.
Subdivide – подразделение
В Blender с помощью инструмента Subdivide и его настроек подразделяют грани и ребра на части. Кроме этого есть более сложные инструменты - фаска, петля, нож, соединение вершин и др.
Модификатор Boolean (Логический)
В Blender модификатор Boolean позволяет применить к объектам операции объединения, пересечения и разности. Модификатор применяется к одному объекту, второй используется как инструмент и остается в неизменном виде.
Модификатор Mirror (Симметрия)
В Blender модификатор Mirror (Симметрия) достраивает объект путем создания зеркальной копии его части вдоль локальных осей или осей другого объекта. Отражение происходит относительно центральной точки объекта.
Инструменты сглаживания (smooth)
Сглаживание применяют, чтобы убрать угловатость меш-объектов. В Blender для этого существует несколько инструментов: от простого затенения Smooth до модификатора Subdivision Surface.
Материалы
Материалы в Blender позволяют моделировать то, из чего сделан объект. Кроме цвета материал обладает множеством других свойств: способностью отражать, поглощать и пропускать свет, светиться и др. Часто материал настраивают с помощью нод.
Текстуры
Текстуры в Blender позволяют делать материалы более реалистичными, более похожими на вещества, из которых состоят объекты реального мира. Кроме того, с их помощью можно накладывать готовые изображения на поверхности, создавать рельефные карты и др.
Настройка мира (окружающей среды)
На вкладке World редактора свойств можно поменять цвет окружающей среды. Более сложные настройки мира выполняются в редакторе шейдеров. Часто используют текстуры неба для создания горизонта и окружающей среды для изображения в качестве фона.
Источники освещения сцены
В Blender без источника света нельзя получить картинку с хорошо различимыми элементами. Имеется четыре варианта источника света (излучения), каждый из которых эмитирует существующие в реальном мире типы освещения: Point (лампа), Sun (Солнце), Spot (прожектор), Area (область).
Введение в анимацию в Blender
Blender включает обширный инструментарий современной компьютерной анимации. В этом уроке рассматривается создание простой анимации, работа с редактором Timeline и получение готового видеофайла.
Введение в физику в Blender
В последнем уроке курса рассматриваются назначение физического движка в Blender, базовая настройка частиц для создания звездопада и дождя, подключение коллизии, процесс моделирования ткани.
Моделирование текста
Создание текста в Blender. Добавление шрифтов, изменение начертания. Трехмерный текст, сглаживание символов. Особенности текстовых блоков. Простая анимация текста.
Кривые Безье в Blender
Создание объектов из кривых (curves) Безье в Blender. Создание узлов, понятия сегмента, рукоятки, радиуса и наклона. Экструдирование кривой и добавление фаски.
Курс с инструкционными картами к части практических работ:
pdf-версия