Управление сценой в Blender. Выделение объектов и 3D-курсор

Главный регион редактора 3D Viewport | 3D-Вьюпорт будем называть сценой. Это эмуляция трехмерного мира, в котором размещаются и по большей части редактируются различные объекты.

В стартовом файле на сцене находятся три объекта – куб, камера и лампа.

Лампа является источником света, без которого конечное изображение было бы черным. С помощью камеры настраивается, какая часть сцены будет видна на финальном изображении, под каким углом и с какого расстояния. В случае анимации могут перемещаться не только объекты, но и камера.

По-умолчанию выделен куб. Это видно по яркому контуру. Для выделения объектов в Blender используется левая кнопка мыши.

Название выделенного объекта отображается в верхнем левом углу главного региона.

Объекты можно выделять и в редакторе Outliner | Структура проекта. Здесь же их можно переименовывать, скрывать видимость, сортировать по коллекциям и др.

Чтобы увидеть, как выглядит готовое изображение, надо нажать F12. Произойдет рендеринг (отрисовка, визуализация) части сцены, видимой из камеры. При этом будет открыто отдельное окно с редактором Image Editor | Редактор изображений. Чтобы вернуться опять в 3D Viewport | 3D-Вьюпорт, достаточно нажать Esc.

Редактор Image Editor | Редактор изображений с готовым изображением

Вид из камеры также можно получить, нажав 0 на нумпаде. Курсор должен находиться в пределах редактора. Повторное нажатие 0 вернет предыдущий вид. Никакой отрисовки при этом не происходит, лишь изменяется угол обзора сцены.

Вид сцены из камеры

Курсор и выделение

Кроме перечисленных "материальных" объектов, на сцене имеется 3D-курсор в виде прицела и сетка с красной X и зеленой Y осями. Они не объекты. Сетка служит ориентиром и своего рода линейкой. Она не позволяет потеряться в пространстве и дает приблизительно оценить размер объектов.

Курсор по большей части используется как указатель места, куда надо поместить новый объект или переместить его центральную точку. Исходно он находится в центре сцены, на месте пересечения осей X и Y. Чтобы переместить его в другое место, надо в регионе инструментов (он же панель инструментов) выбрать инструмент Cursor | Курсор. После этого клики левой клавишей мыши будут перемещать 3D-курсор, а не выделять объекты.

Для быстрого переключения между инструментами используются горячие клавиши:

Вообще комбинация клавиш Shift + Пробел открывает меню, где перечислены все элементы панели инструментов.

Также курсор можно перемещать, если зажать Shift и кликать правой кнопкой мыши.

Для точного позиционирования курсора на сцене можно воспользоваться панелью 3D Cursor | 3D-Курсор, расположенной на вкладке View | Вид бокового региона (N).

Shift + C устанавливает курсор в центр мира и центрирует сцену на нем.

Групповое выделение объектов

С помощью клавиши A клавиатуры выделяются все объекты сцены. Для сброса выделения используется Alt + A.

Для выделения нескольких объектов зажимается клавиша Shift, после чего выполняется клик по второму и последующим объектам. Понятно, что при этом должен быть включен инструмент выделения, а не курсора.

Групповое выделение также может быть выполнено путем растягивания прямоугольной рамки, когда зажимается левая кнопка мыши и перемещается указатель. Все объекты, попавшие в область рамки, будут выделены.

В Blender есть другие способы выделения, доступ к которым открывается, если зажать кнопку на панели инструментов.

В случае выбора первого варианта (Tweak | Подстройка) возможность группового выделения с помощью растягивания рамки отключается.

Переключаться можно с помощью горячих клавиш. Одним из вариантов является циклический перебор инструментов выделения с помощью W.

Управление 3D-видом

В Blender управление трехмерным пространством сцены, навигация в нем, выполняется с помощью мыши, цифрового блока клавиатуры – нумпада, специальных кнопок интерфейса. Если у клавиатуры нет нумпада, то обычно она поддерживает переключение в этот режим. Другой вариант – в Preferences | Настройки на вкладке Input | Ввод установить флажок Emulate Numpad | Эмулировать цифровую панель (Numpad). В этом случае будут задействованы цифровые клавиши основной части клавиатуры.

Однако, на наш взгляд, в случае отсутствия нумпада лучше оставить все как есть и научиться пользоваться кнопками управления 3D-видом, которые находятся справа вверху главного региона сцены. Также можно использовать клавишу Fn, если на вашей клавиатуре с ее помощью можно модифицировать поведение обычных клавиш.

Управление 3D-видом с помощью цифрового блока клавиатуры

Вид сцены, в котором она находится в данный момент, указывается в верхнем левом углу главного региона 3D Viewport | 3D-Вьюпорт.

Пользовательский вид в точности не соответствует ни одному из вышеперечисленных. Например, вы установили вид сверху, а затем чуть повернули сцену налево.

В режиме перспективы сцена выглядит трехмерной. Так, как нам бы казалось в реальности. При этом истинные размеры и отношения искажаются. Если переключаться туда-сюда между перспективой и ортогональю, то видно, что в первом случае "ближние" к нам квадраты сетки больше, чем дальние. В ортогональном режиме пространство проецируется на плоскость путем проведения перпендикуляров из его точек на соответствующую проекцию (верх, право и др.).

Управление 3D-видом с помощью мыши

Управление 3D-видом с помощью кнопок редактора 3D Viewport

В Blender имеется возможность управлять сценой с помощью кнопок интерфейса.

Кликабельными являются не только четыре серые кнопки, также цветные оси и их обозначения. Если зажать мышь в пределах цветных осей, 3D-сцену можно поворачивать так, как будто она управляется с помощью трекбола.

Сохранение изображения

Сохранение и создание новых проектов в Blender выполняется через меню File | Файл. Также используются горячие клавиши: Ctrl + N для создания нового файла и Ctrl + S для сохранения текущего.

При создании нового проекта предлагается выбор из нескольких стартовых файлов, адаптированных под разные задачи. В данном курсе мы будем использовать только первый – General, то есть общий.

Файл-проект Блендера имеет расширение *.blend. Если же мы хотим сохранить готовое изображение, то есть результат отрисовки, для этого надо сначала выполнить рендеринг (F12). В открывшемся редакторе Image Editor | Редактор изображений нажать Alt + S. После этого открывается редактор File Browser | Просмотр файлов, настроенный на сохранение изображения.

По-умолчанию задан формат *.png. Однако его можно поменять.


Курс с инструкционными картами к части практических работ:
pdf-версия


Введение в Blender 4.2.2. Курс




Все разделы сайта