Lattice ‒ деформационная решетка в Blender

В Blender объект Lattice | Решетка представляет собой трехмерную сетку из вершин, которая не отрисовывается при рендеринге и в основном используется совместно с одноименным модификатором для деформации другого объекта.

Моделирование с помощью решетки может быть удобно для объектов с высоким подразделением, когда надо захватить и мягко, сглажено трансформировать определенную область смежных элементов. Сделать это с помощью решетки проще, чем править такой меш в режиме редактирования.

В анимации ее можно использовать как вариант морфинга (изменения формы объекта во времени, см. предыдущий урок). В таком случае ключи формы создаются не для самой модели, а для связанной с ним сетки.

В Blender, чтобы добавить объекту деформационную решетку, надо выполнить следующую последовательность шагов:

  1. Создать объект-модель, добавить объект-решетку.
  2. Подогнать решетку под размер модели.
  3. Выделить сначала модель, затем решетку.
  4. Нажать Ctrl + P, выбрать вариант установления родительской связи Lattice Deform | Деформация по решетке.

После этого объект станет дочерним по отношению к сетке и ему будет добавлен модификатор Lattice | Решетка.

Сетка на объекте будет работать, даже если не окружает объект. Но чтобы в последствии ее воздействие было более предсказуемо, в объектном режиме она должна обрамлять модель. Деформируемый объект следует поместить внутрь нее.

Поскольку модель является дочерним объектом, ее масштабирование не оказывает никакого влияния на решетку. Если увеличить модель, ее деформационная решетка окажется внутри нее. Поэтому после установки связи изменять размер объекта следует через масштабирование ее родительской сетки.

В отличие от мешей в режиме редактирования решетки ее ребра не выделяются. Здесь можно выделять только вершины и трансформировать их. Вслед за ними будет меняться модель.

Можно корректировать способ изменения с помощью настроек интерполяции на вкладке Data редактора свойств. Так на скрине ниже видно, что из-за разных способов интерполяции по длине и ширине объект сжат по оси Y сильнее, чем по оси X.

С помощью полей разрешения (resolution) происходит подразделений сетки.

Параметр Outside включает вариант сетки "только снаружи". В этом случае внутрь нее не идут ребра и на их пересечении нет вершин, которые можно было бы править.

Теперь посмотрим на модификатор Lattice, который деформирует основной объект согласно форме привязанной решетки.

Если требуется, чтобы изменению подвергалась только часть объекта, то для этой части создают группу вершин и указывают ее в модификаторе. На скрине ниже была создана группа верхней половины меша. Указание этой группы в модификаторе приводит к изменению только верхней части сферы. С помощью двунаправленной стрелки у поля Vertex Group мы можем инвертировать область воздействия (туда попадет все, что не вошло в указанную группу вершин).

Как и все модификаторы, пока они не применены, а только добавлены, Lattice вносит изменения поверх исходной геометрии, к которой можно вернуться и выполнять редактирование без учета деформации.

В то же время несколько объектов могут использовать одну и ту же решетку, что позволяет их модифицировать одновременно и единообразно. Однако это несколько входит в противоречие с тем, что решетка должна обтекать объект. Если вы вытащите объект из сетки до применения модификатора (нажатия Apply), его деформация изменится. Чтобы этого не происходило модификатор все-таки придется применять или все объекты размещать в одном месте, убирая видимость остальных при редактировании одного.

В качестве практической работы создайте анимацию изменения формы объекта с помощью сетки (при этом ключи формы создаются для объекта-решетки).

Анимация в Blender 4.3.0




Все разделы сайта