Text – многострочное текстовое поле

В этом уроке рассмотрим, как с помощью Tkinter запрограммировать такой элемент интерфейса как многострочное текстовое поле. Этот виджет часто встречается при заполнении веб-форм. В приложениях для десктопов он редок, если не считать программы "Терминал", где по-сути вы работаете в большом текстовом поле.

В tkinter многострочное текстовое поле создается от класса Text. По умолчанию его размер равен 80-ти знакоместам по горизонтали и 24-м по вертикали.

Однако эти свойства можно изменять с помощью опций width и height. Есть возможность конфигурировать шрифт, цвета и другое.

from tkinter import *
root = Tk()
 
text = Text(width=25, height=5, bg="darkgreen",
            fg='white', wrap=WORD)
 
text.pack()
root.mainloop()

Значение WORD опции wrap позволяет переносить слова на новую строку целиком, а не по буквам.

Text и Scrollbar

Если в текстовое поле вводится больше линий текста, чем его высота, то оно само будет прокручиваться вниз. При просмотре прокручивать вверх-вниз можно с помощью колеса мыши и стрелками на клавиатуре. Однако бывает удобнее пользоваться скроллером – полосой прокрутки. Кроме того его появление, или когда он становится активным, делает очевидным, что контент превышает размеры поля.

В tkinter скроллеры производятся от класса Scrollbar. Объект-скроллер связывают с виджетом, которому он требуется. Это не обязательно многострочное текстовое поле. Часто полосы прокрутки бывают нужны спискам, которые будут рассмотрены позже.

from tkinter import *
root = Tk()
 
text = Text(width=20, height=7)
text.pack(side=LEFT)
 
scroll = Scrollbar(command=text.yview)
scroll.pack(side=LEFT, fill=Y)
 
text.config(yscrollcommand=scroll.set)
 
root.mainloop()

Здесь создается скроллер, к которому с помощью опции command привязывается прокрутка текстового поля по оси ytext.yview. В свою очередь текстовому полю опцией yscrollcommand устанавливается ранее созданный скроллер – scroll.set.

Методы Text

Основные методы у Text такие же как у Entry – это get, insert, delete. Однако, если в случае однострочного текстового поля было достаточно указать один индекс позиции при вставке или удалении, то в случае многострочного надо указывать два – номер строки и номер символа в этой строке (другими словами, номер столбца). При этом нумерация строк начинается с единицы, а столбцов – с нуля.

from tkinter import *
 
 
def insert_text():
    s = "Hello World"
    text.insert(1.0, s)
 
 
def get_text():
    s = text.get(1.0, END)
    label['text'] = s
 
 
def delete_text():
    text.delete(1.0, END)
 
 
root = Tk()
 
text = Text(width=25, height=5)
text.pack()
 
frame = Frame()
frame.pack()
Button(frame, text="Вставить",
       command=insert_text).pack(side=LEFT)
Button(frame, text="Взять",
       command=get_text).pack(side=LEFT)
Button(frame, text="Удалить",
       command=delete_text).pack(side=LEFT)
 
label = Label()
label.pack()
 
root.mainloop()
 

Методы get и delete могут принимать не два, а один аргумент. В таком случае будет обрабатываться только один символ в указанной позиции.

Теги

Особенностью текстового поля библиотеки Tk является возможность форматировать текст в нем, то есть придавать его разным частям разное оформление. Делается это с помощью методов tag_add и tag_config. Первый добавляет тег, при этом надо указать его произвольное имя и отрезок текста, к которому он будет применяться. Метод tag_config настраивает тегу стили оформления.

from tkinter import *
root = Tk()
 
text = Text(width=50, height=10)
text.pack()
text.insert(1.0, "Hello world!\nline two")
 
text.tag_add('title', 1.0, '1.end')
text.tag_config('title', justify=CENTER,
                font=("Verdana", 24, 'bold'))
 
root.mainloop()

Вставка виджетов в текстовое поле

В Text можно вставлять другие виджеты помощью метода window_creat. Потребность в этом не велика, однако может быть интересна с объектами типа Canvas. Данный класс будет изучен позже. В примере ниже вставляется метка в текущую (INSERT) позицию курсора.

from tkinter import *
 
def smile():
    label = Label(text=":)", bg="yellow")
    text.window_create(INSERT, window=label)
 
root = Tk()
 
text = Text(width=50, height=10)
text.pack()
 
button = Button(text=":)", command=smile)
button.pack()
 
root.mainloop()

Определение метки в теле функции позволяет каждый раз при вызове последней создавать новую метку. Иначе, если бы метка была в основной ветке программы, предыдущая исчезала бы.

Практическая работа

Напишите программу, состоящую из однострочного и многострочного текстовых полей и двух кнопок "Открыть" и "Сохранить". При клике на первую должен открываться на чтение файл, чье имя указано в поле класса Entry, а содержимое файла должно загружаться в поле типа Text.

При клике на вторую кнопку текст, введенный пользователем в экземпляр Text, должен сохраняться в файле под именем, которое пользователь указал в однострочном текстовом поле.

Файлы будут читаться и записываться в том же каталоге, что и файл скрипта, если указывать имена файлов без адреса.

Для выполнения практической работы вам понадобится функция open языка Python и методы файловых объектов чтения и записи. Освежить знания о них можно здесь.

Курс с примерами решений практических работ: pdf-версия


Tkinter. Программирование GUI на Python




Все разделы сайта