Пояснительная записка образовательной программы дополнительного образования детей "Лаборатория юного линуксоида"

Образовательная программа "Лаборатория юного линуксоида" разработана для объединений, реализующих программы дополнительного образования детей, связанные с информационными технологиями.

Программа реализуется с 2008 года, вторая редакция программы была написана в 2011 году.

Возраст обучающихся: 11-16 лет (включительно). Возраст учащихся, приступающих к освоению данной программы по первому году обучения, — 11-13 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Возможные формы обучения: групповая, индивидуальная, дистанционная.

Количество часов в год: 144 — первый год обучения, 216 — второй и последующие.

Продолжительность одного занятия: 2 академических часа. Количество занятий в неделю: 2 — для первого года обучения, 3 — для второго и последующих.

Особенности программы

  • Модульность

В связи с тем, что объем информации, связанной с информационными технологиями, огромен, существует проблема выбора предмета изучения и последовательности изучения различных направлений ИТ. В данной программе эта проблема решается за счет того, что учащиеся на каждом году обучения получают законченный объем знаний определенного уровня по различным направлениям (модулям) информационных технологий. В следующем году происходит углубление и расширение знаний по каждому из модулей. Каждый год обучения состоит из пяти модулей, которые можно условно назвать: "Системно-административный", "Текстово-публикационный", "Графика и моделирование", "Программирование" и "Дополнительный". Так, например, в "системно-административном" модуле учащиеся на первом году обучения осваивают принципы работы в различных графических средах, на втором году — учатся работать в режиме командной строки, и к четвертому — знакомятся с основными понятиями и принципами работы операционной системы.

Модули образовательной программы дополнительного образования детей

  • Профессиональная ориентация

Несмотря на то, что программа состоит из различных модулей, программированию уделяется большее внимание (чуть менее половины от количества часов всей программы). Поэтому программа способствует ранней профессиональной ориентации обучающихся.

  • Использование свободного программного обеспечения (СПО)

Использование СПО позволяет гарантировать равные возможности участникам образовательного процесса, несет в себе воспитательное значение как демонстрация положительного результата открытости и взаимодействия профессионального сообщества.

  • Возможность самостоятельного изучения курса программы, использование элементов дистанционного обучения

С целью методической поддержки программы был создан сайт (http://younglinux.info), на котором в открытом доступе находятся дидактические материалы к занятиям. Обучающиеся могут воспользоваться этим материалом для самообучения, задать вопрос по изучаемой теме, получить консультацию.

Цель и задачи программы

Цель программы — создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, формирование у них информационной картины мира посредством разностороннего изучения компьютерных технологий.

Обучающие задачи программы:

  • формирование представления о роли информационных технологий в современном обществе;
  • знакомство с возможностями компьютерных технологий в отношении обработки и представления графической и текстовой информации;
  • формирование навыков работы с современным программным обеспечением;
  • изучение различных парадигм и языков программирования, инструментов для создания графического интерфейса пользователя;
  • формирование представления о мире как системе разнообразных взаимодействующих объектов;

Развивающие задачи программы:

  • развитие абстрактного и логического мышления;
  • развитие творческого подхода к решению различных задач.

Воспитательные задачи программы:

  • воспитание самостоятельности;
  • воспитание культуры взаимодействия с другими людьми в условиях открытого информационного общества.

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучения учащийся должен иметь следующие
знания:

  • представление об операционной системе как управляющей ресурсами компьютера программе;
  • виды графики и цветовые модели;
  • представление о программировании;
  • основные инструкции языка программирования Logo;
  • представление о компьютерной анимации;

умения:

  • работа в текстовом процессоре и графических редакторах, создание растровых и векторных изображений;
  • подготовка компьютерной презентации;
  • составление программ на языке программирования Logo;
  • создание анимированных изображений;

навыки:

  • работа в операционной системе на уровне пользователя;
  • набор и редактирование текста.

В конце второго года обучения учащийся должен иметь следующие
знания:

  • файловая структура операционной системы на базе ядра Linux;
  • основные утилиты ОС GNU/Linux;
  • представление о языках HTML и CSS;
  • синтаксис языков Python и Pascal, основы структурного программирования, типы данных;
  • алгоритмы решения различных задач;
  • понимание блок-схем;

умения:

  • работа в текстовом режиме операционной системы GNU/Linux;
  • описание алгоритмов и создание небольших программ на языках Python и Pascal;
  • создание сайта;

навыки:

  • обработка растровых изображений.

В конце третьего года обучения учащийся должен иметь следующие
знания:

  • представление о режимных редакторах;
  • особенности создания публикаций;
  • представление о трехмерном моделировании и 3D-графике;
  • принципы объектно-ориентированного программирования;
  • представление о разнообразии инструментов для создания графического интерфейса пользователя;
  • особенности синтаксиса графической библиотеки Tkinter, принципы работы в среде Lazarus;

умения:

  • работа в многофункциональных текстовых редакторах Vim и Emacs;
  • использование компьютерных технологий при создании публикаций;
  • создание трехмерных моделей в программе Blender;
  • владение основами Blender Game Engine;
  • понимание кода объектно-ориентированных программ на языках программирования Python и Pascal;
  • использование библиотеки Tkinter и работа в среде Lazarus.


В конце четвертого года обучения
учащийся должен иметь следующие
знания:

  • представление о принципах работы операционных систем;
  • назначение и особенности использования издательской системы LaTeX;
  • представление об инструментах проектирования;
  • синтаксис и особенности языка программирования C;
  • особенности объектно-ориентированного программирования на C++;
  • особенности и сферы применения библиотеки QT;
  • назначение электронных таблиц;
  • представление о реляционных базах данных и системах управления ими;

умения:

  • создание публикаций, в которых используются специальные (научные) символы;
  • создание диаграмм различного назначения;
  • программирование на языке C;
  • понимание кода программ, написанных на языке C++;
  • использование библиотеки QT для создания оконных приложений;
  • работа с электронными таблицами;
  • создание базы данных с помощью СУБД.