Урок 5. Установки цвета и размера

Тема: Язык программирования Logo

До сих пор мы использовали черепаху для рисования черных линий на белом холсте. Также мы использовали команду напиши для вывода символов и цифр на экран, и они тоже были черными. Однако возможности черепахи этим не ограничиваются. Она может чертить и писать разным цветом, а также имеется возможность изменять цвет самого холста.

Чтобы изменить цвет линии, до команд вперёд или назад должна быть применена команда цвет_пера. Для установки цвета холста используется команда цвет_холста. После этих команд прописывается нужный цвет. Но чтобы понять, как задать желаемый цвет, необходимо иметь представление о так называемой модели RGB для кодирования цвета.

Модель RGB

Окружающий нас мир очень разнообразен. Многообразие различных цветовых оттенков не поддается исчислению, хотя человеческий глаз и не может различить очень близкие цвета. Конечно люди видят и описывают не все цвета, но даже их надо как-то уметь получать искусственно используя различные средства.

Монитор – это электронное устройство. Работая, он может отображать на экране определенный ряд цветов. Каждая точка на экране может быть любым цветом из заданного ряда. Обычно для мониторов используется модель кодирования цвета RGB. Согласно этой модели цвет каждой точки определяется соотношением красного (R - red), зеленого (G - green) и синего (B – blue). Максимальное значение каждого цвета равно 255, а минимальное – 0. Так запись 0, 255, 0 обозначает чисто зеленый цвет. Смесь цветов дает различные оттенки. Чем все значения больше, тем цвет светлее, чем меньше – темнее. Три нуля дают в итоге черный цвет, а три значения 255 – белый. Равные значения трех чисел (например, 176, 176, 176) дают серый цвет, при этом, чем значения меньше, тем он темнее.

В программе KTurtle мы не обязаны знать все тонкости кодирования цвета. Здесь есть инструмент, который помогает определить код желаемого цвета. Он находится в меню Сервис, пункт Выбор цвета.

Выбор цвета в KTurtle

Код цвета определяется числами в поле, которое находится в нижнем левом углу. Найти нужный цвет можно путем перемещения движков. Цвет, который при этом получается, сразу виден.

Цвет холста и цвет пера

Выше уже было сказано, что цвета холста и пера устанавливаются с помощью команд цвет_холста и цвет_пера соответственно. Далее, после этих команд пишутся три числа через запятую. Например:

цвет_холста 243, 215, 170
цвет_пера 55, 120, 30

Цвет пера и цвет холста можно менять в программе множество раз. Однако смена цвета холста в середине программы особого смысла не имеет, т.к. в результате вы увидите тот цвет, который был указан последним. Это связано с тем, что в обычном режиме черепаха выполняет команды быстро и можно не заметить, как фон мигает.

Смена же цвета пера позволит вам выводить на холсте линии и текст разным цветом.

Задание

Запрограммируйте изображение представленное на рисунке ниже. При этом холст пусть будет светло-оранжевым, кривая слева – темно-зеленым цветом, прямая справа – фиолетовым, а надпись внизу – темно-серым.

Вывод линий разного цвета на холсте в KTurtle

Ответ (код на Лого)

Толщина пера и размер шрифта

Есть еще две команды языка Лого которые изменяют перо черепахи-робота. Это толщина_пера и размер_шрифта.

Мы можем изменять размер линии, передав команде толщина_пера какое-нибудь число (обозначающее количество точек). Так, если установить ширину пера в 5 точек, то черепаха станет рисовать толстые линии, а если написать 200, то черепаха будет рисовать такую толстую линию, что она больше будет похожа на прямоугольник, чем на линию. Такая хитрость может быть использована, если потребуется нарисовать закрашенный прямоугольник. При этом следует иметь в виду, что точки, в которых измеряется толщина пера, не совсем соответствуют точкам, в которых измеряется холст.

Размер шрифта измеряется в пунктах, так же как в текстовых процессорах. Размер шрифта в 12 пунктов установлен по умолчанию (если не были изменены настройки среды KDE).

Задание

Получите изображение как на рисунке (фон черный, линии белая, желтая и голубая).

Результат выполнения задания на языке Лого (Logo)

Ответ (код на Лого)