Урок 1. Программирование. Общее представление

Тема: Язык программирования Logo

Программа, язык программирования, программист

Для чего необходим компьютер? Ответить на этот вопрос можно по разному. Если попытаться сделать это как можно короче, то получится, что компьютер предназначен для хранения и обработки информации. В свою очередь, под информацией можно понимать почти всё, что угодно. Информацией могут быть символы, буквы, коды, слова, рисунки, звуки, видео...

С хранением информации должно быть все боле менее понятно: у компьютера есть память разного рода, куда записывается в определенном виде информация и в дальнейшем хранится там. А вот что касается ее обработки... Как же компьютер принимает решения о том, что делать с информацией? Никак и не принимает! Он ведь робот, послушная машина, он делает только то, что «скажет» (запишет в компьютерную память) человек.

Именно человек управляет поведением машин, которые лишь послушные, четкие, быстрые исполнители наших пожеланий. В быстроте, отсутствии усталости (в нашем понимании), почти безошибочности выполнения команд заключается преимущество вычислительных машин. Однако самым важным преимуществом является то, что команды человека можно записать в компьютерную память и оставить их выполнение на "потом"; кроме того, выполнять неограниченное количество раз. Итак, компьютеры не умнее людей; у машин нет желаний, творческого подхода, они самостоятельно не могут планировать свою деятельность. Чтобы компьютер что-то сделал, ему нужно руководство человека.

Как человек руководит компьютером или роботом? Составляет так называемые программы на понятном компьютеру языке (языке программирования) и закладывает их в его память. Затем, когда человеку потребуется, он командует компьютеру выполнить ту или иную программу.

Программа представляет собой набор команд, которые машина должна выполнить в определенной последовательности. При этом подразумевается, что будет достигнута та или иная цель, которую планировал человек.

Запустить программу на выполнение может любой человек. Для этого обычно бывает достаточно нажать какую-нибудь специальную кнопку или открыть определенный файл. Знаний при этом может быть минимум. Достаточно того, чтобы человек просто знал, что программа делает и как с ней работать. Такой гражданин называется пользователем. А вот чтобы написать программу (последовательность команд) на понятном компьютеру языке, нужно специальное образование, в результате которого получается так называемый программист. Именно профессиональные программисты умеют писать программы для вычислительных машин. Эти программы решают очень много разных задач. Обычному пользователю достаточно лишь знать, какая программа решает какую задачу. Ему вовсе не обязательно знать, как программа руководит компьютером, чтобы выполнить задачу, т.к. это знание - обязанность программиста.

Среда KTurtle и язык программирования Logo (Лого)

Мы с вами как начинающие программисты будем учиться составлять программы. Но поскольку мы только начинающие программисты, то и делать это будем немного "по игрушечному". Нашим исполнителем будет не настоящий компьютер (или робот), а маленькая черепашка. Это робот-черепашка, он послушный и всегда готовый к работе. От нас же требуется познакомиться с тем, как им можно командовать. Этому и будут посвящены уроки.

Сначала стоит познакомиться со средой обитания робота-черепахи. Средой является приложение (большая программа, которую написал взрослый программист) под названием KTurtle. Если вы еще не знаете, то "turtle" с английского переводится как "черепаха". Буква K впереди обозначает то, что это приложение предназначено для рабочего стола KDE для Linux.

Среда — это еще не язык программирования. Среда всего лишь создает удобное место для работы программиста и наблюдения за поведением программы. Язык программирования — это более важный компонент. Именно на нем мы "говорим" с компьютером; в нашем случае мы говорим с роботом-черепахой. Языком программирования поведения черепахи является язык Logo (или Лого - по-русски). Этот язык специально был придуман для обучения детей программированию. Команды на языке Logo могут быть как английскими, так и русскоязычными (а также французскими и др.).

Вот так выглядит приложение KTurtle сразу после запуска:

Почти всё, что умеет делать зеленая черепашка, - это бегать по холсту и рисовать на нём разным цветом, а также считать и писать. Вот такой вот нам достался незатейливый робот-исполнитель. С другой стороны, нам пока научиться управлять хотя бы им, а дальше уж дело пойдёт.

Команды на языке программирования Logo пишут в специально предназначенном для этого поле (редакторе кода). Передают их на выполнение черепахе с помощью специальной кнопки Выполнить, расположенной на панели инструментов.

После этого черепашка будет выполнять команды, написанной нами программы, а мы на холсте будем видеть результаты этого выполнения.

Вопросы и задания

  1. Что вы узнали из данного урока? Подготовьте пересказ на тему «Кто такие программисты и зачем они нужны».
  2. Может ли один и тот же человек выступать в роли и программиста и пользователя? Приведите примеры.
  3. Запустите приложение KTurtle. Расскажите, как вы будете работать в нем.
  4. Протестируйте работу приложения KTurtle. Для этого напишите в редакторе кода приведенные ниже две команды и передайте их черепахе на выполнение. Что произошло? Попытайтесь объяснить.

напиши ”Привет, мир!”
вперёд 100

Дополнительная информация: Алгоритм и его свойства.