Урок 2. Вот тебе холст! Иди и напиши.

Холст и его координаты

Наш робот-черепаха перемещается по холсту. Для указания местоположения на холсте используются декартовы координаты (ось x и ось y). Ось x направлена по горизонтали слева направо. Чем правее здесь точка, тем значение ее больше. Ось y направлена сверху вниз. Это отличается от того, к чему мы привыкли в математике, где ось yнаправлена в противоположную сторону: снизу вверх. На нашей же координатной плоскости будет так: чем ниже точка, тем ее значение больше.

Место пересечения двух координатных осей (x и y) образует начало системы отсчета. Это точка (0,0). Координаты любой точки формируются пересечением двух прямых, которые перпендикулярны осям. Первое число координаты — это расстояние по оси x, второе — по оси y. Посмотрите на рисунок и разберитесь, как формируются координаты точек.

coord_2a.png

Изначально размер холста в KTurtle равен 400 на 400 точек. Вы можете приближать и удалять его, прокручивая колесо мыши или изменяя размер окна. Тем самым вы меняете масштаб, но не меняете его реальных размеров. Он все равно остается 400х400. Меняется лишь размер каждой "точки".

Мы как программисты можем изменить реальный размер холста, написав и затем выполнив определенную команду. Вот эта команда:

размер_холста x, y

При использовании данной команды вместо x и y следует прописать желаемый размер холста по оси x и по оси y. При этом не обязательно, чтобы x был равен y. Можно получить прямоугольный холст, например, дав команду вроде этой:

размер_холста 800, 550

Имейте в виду, что чем больше значение, тем мельче на холсте будет выглядеть черепаха. Ее размер по количеству точек постоянен и примерно равен 30х25 точек, а чем больше точек на экране, тем меньше на каждую из них приходится пространства монитора.

Учимся ходить и писать

Для перемещения черепахи по холсту используется такая команда:

иди x, y

Вместо x и y указываются новые координаты ее местоположения. Изначально же черепаха находится в середине холста (точка 200х200). Желательно, чтобы новые x и y черепахи были меньше соответствующих координат размера холста. Иначе она уползет за его приделы, хотя ничего страшного не произойдет.

Черепаха устанавливается на указанную точку центром своего тела.

После того, как мы передвинули черепаху в заданную нами точку, можно "попросить" ее что-нибудь вывести на экран. Делается это вот так:

напиши "строка"

Или так:

напиши число

Строки, буквы и какие-нибудь специфические символы берутся в кавычки. Числа пишутся без кавычек. Но если вы напишете число в кавычках, то ошибки не будет, просто компьютер будет считать ее строкой, а не числом. А вот запись букв без кавычек приведет к явной ошибке.

Например, мы можем пожелать вывести свое имя и возраст где-нибудь вверху холста. Для этого сначала переместим черепаху вверх и немного влево, скомандуем ей выполнить запись строки. Затем немного сместим ее (чтобы две надписи не накладывались друг на друга) и заставим вывести число:

сброс
иди 150, 30
напиши "Саша"
иди 200, 70
напиши 11

Обратите внимание на команду сброс впереди. Желательно, чтобы она всегда присутствовала в ваших программах впереди остального кода. Она перезагружает холст, удаляя все его предыдущие настройки и параллельно очищая его. Если этого не сделать, то могут возникнуть всякие неожиданности в виде наложенных друг на друга надписей и рисунков.

Задание

  1. Напишите программу, в результате выполнения которой на холсте сформируется примерно следующее:
    coord_2b.png
  2. Измените размер холста на 600 точек по горизонтали и 300 по вертикали. Поменяйте положение букв и цифр на холсте так, чтобы снова получилось изображение как в первом задании (приблизительно).

Создано