Экструдирование (выдавливание) в Blender. Урок 7

Разработка урока к элективному курсу "3D-моделирование в Blender"

В наборе любой среды 3D-моделирования имеется ограниченный набор объектов-шаблонов. Например, в Blender есть куб, сфера, цилиндра, конус и даже голова мартышки, однако нет пианино, стола … да можно сказать, вообще ничего нет, кроме ограниченной кучки примитивов. Так как же создаются все эти тела шреков, домов, добрых мстительных кроликов? Создаются они различными способами, одним из которых является изменение mesh-объектов. В свою очередь, для изменения mesh-объектов предусмотрено множество инструментов, одним из которых является инструмент Extrude.

Инструмент Extrude (в переводе с англ. - выдавливать, выпячивать и т.п.) позволяет изменять mesh-объекты в РЕЖИМЕ РЕДАКТИРОВАНИЯ за счет создания копий вершин, рёбер и граней и их последующего перемещения, а также изменения размеров (если это ребра или грани).

Рассмотрим как это можно сделать.

1. Итак, у нас имеется куб. Переключимся на вид из камеры (NumLock 0) и включим режим редактирования (Tab).

Как уже было сказано, экструдировать можно вершины, ребра и грани. Посмотрите на рисунок, чтобы не запутаться в понятиях.

Вершины, ребра и грани куба

Можно сказать, что вершина — это точка, ребро — прямая, а грань — плоскость. У куба 8 вершин, 12 ребер и 6 граней.

2. Как указать программе, что мы планируем экструдировать: вершины, ребра или грани? Необходимо включить соответствующий режим: редактирование вершин, либо ребер, либо граней. В каждом из этих режимов можно выделять лишь один тип подобъектов: например, в режиме редактирования ребер, можно выделять лишь ребра. Кнопки для переключения режимов находятся внизу 3D-окна.

Кнопки выбора режима выделения

3. Допустим, нам надо экструдировать вершину. Для этого следует включить соответствующий режим, выделить вершину и включить инструмент Extrude. Как же его включить? Есть специальная кнопка на панели Mesh Tools окна кнопок:

Панель Mesh Tools и кнопка Extrude

Но забудьте про нее. Пользоваться ей не очень удобно. Обычно, инструмент Extrude включают с помощью горячей клавиши E (англ. буква).

4. Выделив любую вершину куба и нажав E (курсор мыши должен быть в 3D-окне), подвигайте мышью. Вы увидите, что появилась новая вершина, местоположение которой можно отрегулировать с помощью мыши. После перемещения, необходимо закрепить изменения, щелкнув левой клавишей мыши (либо отменить, щелкнув правой). Однако появилась ни только новая вершина, но и еще одно ребро, связывающее эту вершину с исходной.

Экструдирование вершины в Blender

5. Теперь попробуем экструдировать ребро, при этом допустим, что нам необходимо ее выдавить точно по какой-либо оси, например, вверх (т.е по оси Z). Как вы могли заметить, когда выдавливали вершину, ее можно было перемещать по любой оси, и из-за этого точно сказать, где она находится, трудно. Чтобы выдавить подобъект точно по требуемому направлению, нужно после нажатия E выбрать ось, по которой будет перемещаться подобъект, с помощью клавиш X или Y или Z. Таким образом, чтобы выдавить ребро вверх нужно нажать E, затем Z. Кроме этого, если требуется выдавить на точную величину, можно зажать Ctrl при перемещении.

6. После того, как появилась новый подобъект, можно изменить его размер, а также повернуть.

Экструдирование ребра в Blender

7. Займемся гранями. Причем усложним задачу тем, что будем редактировать две грани сразу, например, противоположные. Для начала их нужно выделить (выделяем первую, зажимаем Shift, выделяем вторую). После этого нажимаем E и ... видим такое меню:

Экструдирование граней в Blender

Предлагается выбор: либо выдавливать подобъекты как region (область), либо как individual faces (индивидуальные грани). В первом случае обе грани будут перемещаться в одном направлении вместе, во-втором случае - каждая по своей оси. Попробуйте оба варианта.

Посмотрите на изображение ниже. Оно было сделано из куба путем его превращения в брусок (прямоугольный параллелепипед) и последующего экструдирования граней. Размер новых граней был изменен, а также они были смещены.

Модель самолета, сделанная в Blender с помощью экструдирования

Попробуйте сделать что-то подобное самостоятельно.

Отличные уроки, отличный

Отличные уроки, отличный сайт!

В 7 пункте меню не появляется

В 7 пункте меню не появляется и подобъекты выдавливаются только как область. Как ещё это можно контролировать? Версия 2.68

Тоже был такой вопрос. Решил

Тоже был такой вопрос. Решил так: если нужно регион - то использую "E", если individual - о из меню слева выбираю Extrude individual.

Уроки хороши, но замечание по

Уроки хороши, но замечание по структуре. Порядок обучения немного нелогичный в некоторых местах. Например, только в этом уроке описано, как выбирать объект для изменения в режиме редактирования (грань, вершину или ребро), хотя это уже использовалось в предыдущих уроках. Думаю, не все бы догадались, где именно нужно выбирать.

Спасибо большое за простые и

Спасибо большое за простые и интересные уроки! Очень пригодились!

Спасибо

Присоединяюсь к варажающим благодарность! ) Действительно очень полезные уроки для новичков.

КАК ВЫДЕЛИТЬ ТОТ ,ИЛИ ИННОЙ

КАК ВЫДЕЛИТЬ ТОТ ,ИЛИ ИННОЙ ОБЬЕКТ(РЕБРО,ГРАНЬ,ВЕРШИНА) ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ?

Посмотрите второй пункт этого

Посмотрите второй пункт этого урока.

...

А можно ли выдавливать не в направлении осей а например к центру сферы, или куба?

P.S. большое спасибо за уроки, очень доходчиво для новичков. Очень помогло мне освоитться.

Можно просто не указывать

Можно просто не указывать ось, и перемещать грань, ребро или вершину произвольно.