Булевы операции в Blender. Урок 9

Разработка урока к элективному курсу "3D-моделирование в Blender"

В двух предыдущих уроках, чтобы получить доступ к инструментам выдавливания и подразделения, мы нажимали клавишу W в режиме редактирования. Если нажать эту клавишу в объектном режиме, то появляется совершенно другое меню с другими инструментами.

Меню выбора булева инструмента в Blender

В Blender нажатие W в объектном режиме открывает доступ к так называемым булевым инструментам. Изменения объектов, производимые булевыми инструментами в компьютерной графике, основаны на логике булевых операций. Булевы операции, в свою очередь, - это подраздел математики; кроме того, булевы операции широко используются в программировании. Слово "булевы" заимствовано от фамилии Джоржа Буля, английского математика, труды которого лежат в основе математической логики.

Любая булева операция в компьютерной графике применяется к двум объектам. Ее результатом является третий объект, который представляет собой результат взаимодействия тем или иным способом двух исходный объектов.

В компьютерной графике (и Blender не исключение) широкое применение нашли следующие булевы способы взаимодействия объектов (соответственно им и называются булевы инструменты):

  • Intersect (пересекать). Результатом является объект, образованный пересечением двух исходных объектов. Другими словами, третий объект формируют наложенные области двух исходных.
  • Union (объединение). Результатом является объект, образованный объединением двух исходных объектов.
  • Difference (разность). Результатом является объект, образованный вычитанием второго из первого, т.е. от первого объекта отрезается часть, которую перекрыл второй объект. Что из чего будет вычитаться, зависит от того, какой объект был выделен первым.
Результат булевых операций в компьютерной графике

Практическая работа

1. Добавьте на сцену два любых объекта и выполните над ними операции объединения, разности и пересечения. Имейте ввиду, что объект-результат появляется на том же месте, что и исходные объекты.

2. Посмотрите на рисунок ниже. Из каких примитивов и с использованием каких булевых инструментов можно получить такие объекты в Blender? Создайте их.

Примеры моделей, полученных в результате булевых операций в Blender

3. На рисунке изображен прототип модели колбы.

Модель колбы, созданной в Blender

Изготовьте подобную модель по предложенному ниже описанию и, затем, сохраните файл.

  1. Объединить конус и цилиндр.
  2. Полученный объект продублировать, дубль слегка уменьшить по осям X и Y.
  3. Из большего объекта вычесть меньший для получения полости внутри.
  4. В режиме редактирования выдавить верхние и нижние грани для создания плавного перехода.

Несколько граней вверху слегка выдавить для получения "носика" колбы.

Пожалуйста, обновите

Пожалуйста, обновите информацию! Уже вышел Blender 2,77

Спасибо, все получается....,

Спасибо, все получается...., но кривовато. Никак ровно не воткну маленькую в большую. Как сориентироваться,что одна фигура в другой ровно посередине? Ответьте, пожалуйста.

Не могу найти! у меня новая

Не могу найти! у меня новая версия, нажимаю w и выходят 2 окошка. Нет никаких булевых операций.

У меня вообще ВСЕ

У меня вообще ВСЕ модификаторы отключены, -выдает ошибку - МОДИФИКАТОР ОТКЛЮЧЕН. Что делать? Как включить?

не могу найти булевы операции

нажимаю W в объектном режиме, но они не появляются. у меня наверно более новая версия... как открыть меню булевы операции по другому?

В Blender 2.5 я тоже не нашла

В Blender 2.5 я тоже не нашла булевых инструментов. Возможно их вообще убрали.

Зато есть корректно работающий модификатор Boolean.

  1. На панели справа есть вкладка с изображением гаечного ключа (Modifiers)
  2. Совмещаете два объекта так как вам надо. Но выделяете только один объект.
  3. Выбираете модификатор Boolean.
  4. В выпадающем списке Operation выбираете операцию, а в Object объект, с которым она производится.
  5. Нажимаете кнопку Apply.
  6. После этого надо растащить объекты, чтобы увидеть эффект.

Спасибо, нашел! У меня

Спасибо, нашел! У меня Blender 2.68

Благодарю за подсказку.

Благодарю за подсказку. Пригодилась для Blender 2.63

Вопрос

у меня блендер версии 2.57, где в этой версии меню булевых операций?

не получается, вроде один

не получается, вроде один предмет в другой пихаю, оба выделяю, даю команду, а ничего не происходит:( помогите

Возможно дело в том, что

Возможно дело в том, что остаются исходные объекты на том же месте, что и результат операции. Их надо переместить или удалить.

не знаю как сделать

Как сделать выдавливание, чтоб получились именно такие края. Там же точек и ребер дофига, их все выдилять что ли?

Ур. Дабы вытянуть горлышко,

Ур. Дабы вытянуть горлышко, как на рисунке, используй экструдирование не ребер, а грани. Затем полученную и перемещенную грань измени в размере.

не понятно , какие грани

не понятно , какие грани выдавливать и как их
изменять в размере